Положение по ИУП и ускоренное обучение доработанное

Администрация муниципального образования
«Таштагольский муниципальный район».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРИНЯТО
на педагогическом
совете
Протокол № 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ СОШ №1
К.М.Пхайко__________
от «11» сентября 2021 г. № 40.1

от «11» сентября 2021 г

Положение
об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»
1. Общие положения
1.1. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующий порядок
формирования и реализации индивидуальных учебных планов, в том числе ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 1» (далее - Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с:




Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 34 часть 1 пункт 3; статьи 58,59,60) (с изменениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом
начального
общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373 (с изменениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного, приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897 (с изменениями);
СанПиН, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 1993 (с
изменениями);
Основной образовательной программой начального общего образования,
основной образовательной программой основного общего образования, основной
образовательной программой среднего общего образования Учреждения;
локальными нормативными актами Учреждения;



Уставом Учреждения.








2. Определения и сокращения


ООП - основная образовательная программа.



НОО - начальное общее образование.




ООО - основное общее образование.
СОО - среднее общее образование.




ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
ДОТ- дистанционные образовательные технологии.





СанПиНы–научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения
к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния
здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и
видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и
изданию книг, учебников и учебных пособий, соблюдения личной гигиены,
практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и
зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению,
световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим
средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания
учащихся и медицинскому обеспечению.
ИУП - индивидуальный учебный план.



УО - ускоренное обучение.
3. Обучение по ИУП и организация УО в Учреждении

3.1. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной
образовательной программы (соответствующего уровня образования), в том числе УО,
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного учащегося.
3.2. ИУП является составной частью ООП соответствующего уровня образования и
призван обеспечить развитие потенциала мотивированных учащихся и детей с
ограниченными возможностями обучения.
3.3. Организация образовательной деятельности в Учреждении регламентируется
учебным планом, календарным учебным графиком Учреждения, расписанием занятий,
рабочими программами по учебным предметам.
3.4. Информирование учащихся и их родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся о возможностях, вариантах ИУП, установленных
настоящим Положением, осуществляется на родительских собраниях классными
руководителями и представителями администрации Учреждения.
3.5.
Информирование
учащихся
и
их
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних учащихся с настоящим Положением,
осуществляется на родительских собраниях классными руководителями и через
официальный сайт Учреждения.
3.6. Финансовое обеспечение реализации ООП Учреждения в соответствии с ИУП
осуществляется исходя из расходных обязательств, на основе муниципального задания
по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями
ФГОС НОО, ООО, СОО.
3.7. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность реализации ИУП учащимися.
3.8. Оплата труда учителям, привлекаемым для реализации ИУП, осуществляется
согласно учебной нагрузке (тарификации).

4. Права учащихся на обучение по ИУП
4.1. Учащимся предоставляются академические права на обучение по ИУП, в том числе
ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы.
4.2.
Переход на обучение по ИУП, в том числе УО, осуществляется на добровольной
основе
на
основании
заявления
родителя
(законного
представителя)
несовершеннолетнего учащегося с учётом мнения учащегося.
4.3.
Решение о переводе на обучение по ИУП, в том числе УО, оформляется приказом
директора Учреждения.
4.4.
Если учащийся, перешедший на обучение по ИУП, не продолжает по нему
обучение по различным причинам, то учащийся имеет право перевестись на обучение по
соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения.
5. Организация обучения по ИУП и УО в Учреждении. Особенности ИУП
5.1. Содержание ИУП соответствующего уровня образования должно обеспечивать
преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования.
5.2. ИУП разрабатывается для отдельного учащегося или группы учащихся на основе
учебного плана Учреждения и является приложением к учебному плану Учреждения на
текущий учебный год.
5.3. ИУП принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора
Учреждения.
5.4. При построении ИУП может использоваться модульный принцип,
предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Учреждения.
5.5. ИУП составляется на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении
учащегося или его родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся.
5.6. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего
ускоренное обучение, предоставляется со 2 класса.
5.7. ИУП определяет перечень, последовательность и срок обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей).
5.8. При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП используются
различные образовательные технологии, в том числе ДОТ.
5.9. При организации обучения по ИУП в реализации образовательных программ с
использованием сетевой формы наряду с Учреждением также участвуют организации
культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения, проведения практических и лабораторных
занятий и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной программой.
5.10. Реализация ИУП сопровождается методической поддержкой заместителя
директора по УВР.
5.11. ИУП разрабатываются в соответствии со спецификой и возможностями
Учреждения.
5.12. Учреждение может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи для получения рекомендаций в разработке ИУП.
5.13. ИУП на уровне НОО и ООО разрабатываются Учреждением с участием учащихся
и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. ИУП на
уровне СОО разрабатываются учащимися совместно с учителями Учреждения.

6. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
6.1. Организация обучения по ИУП, в том числе УО, осуществляется Учреждением, в
котором обучается данный учащийся.
6.2. Перевод на обучение по ИУП осуществляется:
 во 2-9 классах - по заявлению родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся;



в 1-11 классах – по медицинским показаниям и заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних

в 10-11 классах - по заявлению учащегося и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
6.3. Перевод на обучение по ИУП учащихся, не ликвидировавших в установленные сроки
академической задолженности, осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего учащегося.
6.4. Перевод на обучение по ИУП оформляется решением педагогического совета,
приказом директора Учреждения.
6.5. Заявления о переводе на обучение по ИУП на очередной учебный год принимаются
в течение текущего учебного года до 15 мая. В заявлении указывается срок, на который
учащемуся предоставляется ИУП, а также содержатся пожелания учащегося или его
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося по
индивидуализации
содержания
образовательной
программы
(включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных
дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
6.6. ИУП разрабатывается и утверждается не позднее 1 сентября нового учебного года.
6.7. ИУП предполагает элементы самостоятельной учебной деятельности учащихся за
рамками учебных занятий, проводимых на базе Учреждения по классно-урочной
системе.
6.8. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий данное
направление в Учреждении, знакомит несовершеннолетнего учащегося и его родителей
(законных представителей) несовершеннолетних учащихся с той частью
образовательной программы, которую им предстоит освоить в форме самообразования.
6.9. Учащиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные
индивидуальным учебным планом учебные занятия. При обучении по ИУП учителя
Учреждения не вправе требовать от учащегося посещение ещё каких-либо учебных
занятий, не предусмотренных ИУП.
6.10. Обучение по ИУП начинается с начала учебного года.
6.11. Промежуточные результаты выполнения ИУП отслеживаются и анализируются
заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
6.12. Учащимся, обучающимся по ИУП, в том числе УО, предоставляется возможность
получать необходимые консультации по учебным предметам, литера туру из учебного
фонда Учреждения, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных, практических работ, продолжать обучение в Учреждении в порядке,
определенным Учреждением и его Уставом.

7. Реализация основных образовательных программ по индивидуальному
учебному плану ускоренно
7.1. Право на обучение по ИУП имеют учащиеся, зачисленные на обучение в
Учреждение.
7.2. Заявление на обучение по ИУП подается родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся на имя директора Учреждения.
7.3. Наименования учебных предметов, курсов, отдельных дисциплин в ИУП по
ускоренным программам, их группировка по предметным областям, идентичны
учебному плану Учреждения, рассчитанным на полный срок обучения.
7.3.1.
Внесение изменений и (или) дополнений в ИУП допускается:
на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования в части
учебного плана по окончанию полугодия или года.
7.3.2. Внесение изменений в ИУП учащегося в разделе «Курсы по выбору» допускается
по окончании изучения одного курса и выборе следующего.
7.3.3. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ИУП в течение учебного года,
проходят соответствующие процедуры, предусмотренные настоящим Положением и
закрепляются приказом директора Учреждения.
8. Промежуточная и итоговая аттестация
8.1. Для объективной оценки знаний учащихся по ИУП на основе результатов текущего
контроля знаний проводится промежуточная аттестация, по итогам учебного года - на
основании четвертных (полугодовых) отметок учащихся во 2-11 классах.
8.2. Учащиеся по ИУП, аттестуются только по предметам, включенным в этот учебный
план.
8.3. Порядок и сроки промежуточной аттестации учащихся по ИУП определяются на
основе локальных нормативных актах Учреждения.
8.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации учащихся по ИУП по
одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью.
8.5. Учащиеся по ИУП, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно и обязаны ликвидировать академическую задолженность.
8.6. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом по
Учреждению, в пределах одного года с момента образования академической
задолженности: в июне и августе в срок до 31 августа текущего года. В указанный
период не включаются время болезни или отсутствие учащегося по уважительной
причине.
8.7. Учащиеся по ИУП в Учреждении по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся
оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

8.8. Освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего и среднего
общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
8.9. К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие ИУП.
8.10. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой
аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в
любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания,
средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования,
предъявляемые к проведению государственной итоговой аттестации, порядок
проведения и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов
государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования.
8.11. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования
следующего уровня:
 основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем
образовании);

среднее общее
образование (подтверждается
аттестатом о
среднем
общем образовании).
8.12. Учащиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие
на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе
пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
соответствующим
образовательным программам.
9.Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
9.1.
С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования ИУП НОО предусматривает:
 учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся, в том числе
этнокультурные. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
9.2.
Индивидуализация содержания ООП НОО может быть осуществлена за счет
внеурочной деятельности.
9.3.
В ИУП НОО входят следующие обязательные предметные области:
 русский язык и литературное чтение;
 родной язык и литературное чтение на родном языке;
 иностранный язык;
 математика;
 обществознание и естествознание (окружающий мир);
 основы религиозных культур и светской этики;
 искусство;
 технология;
 физическая культура.

9.4.
По выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся
изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы
буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных
культур, основы светской этики.
Учебный план начального общего образования включает:
 предметные области;
 учебные предметы;
 часть, формируемая участниками образовательных
отношений;
 количество часов в год.
Отдельно составляется план внеурочной деятельности.
9.5.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять не менее
1610 и не более 3220 часов.
9.6.
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. ИУП может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения ООП НОО составляет не более 1 года.
9.7.
Допускается увеличение нормативного срока освоения ООП НОО до 1 года для
детей - инвалидов/детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико - педагогической комиссии).
10. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
10.1. С целью индивидуализации содержания ООП ООО ИУП может предусматривать:
увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных

предметов
обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих

интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные:
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение



индивидуальных потребностей учащихся. Необходимые часы выделяются за
счет части учебного плана основного общего образования, формируемой
участниками образовательного процесса.

10.2. В ИУП ООО входят следующие обязательные предметные области:
 русский язык и литература;
 родной язык и родная литература;
 иностранные языки;
 математика и информатика;
 общественно-научные предметы;
 основы духовно-нравственной культуры народов России;
 естественно-научные предметы;
 искусство;
 технология;

 физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности;
 часть, формируемая участниками образовательных отношений;
 количество часов в год.
Отдельно составляется план внеурочной деятельности.
10.3. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 4340 часов и более
6510 часов.
10.4. Нормативный срок ООП ООО составляет 5 лет. ИУП может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое
уменьшение срока освоения ООП ООО составляет не более 1 года.
10.5. Допускается увеличение нормативного срока освоения ООП НОО до 1 года для
детей - инвалидов/детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико - педагогической комиссии).
11. Требование к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
11.1. В ИУП СОО входят следующие обязательные предметные области:
 русский язык и литература;
 родной язык и родная литература;
 иностранные языки;
 общественные науки;
 математика и информатика;
 естественные науки;
 физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности;
 часть, формируемая участниками образовательных отношений;
 количество часов в год.
Отдельно составляется план внеурочной деятельности.
11.2. Количество учебных занятий за 2 года не может составлять менее 1156 часов и
более 3468 часов.
11.3. Нормативный срок ООП СОО составляет 2 года. ИУП может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое
уменьшение срока освоения ООП СОО составляет не более 1 года.
11.4. Допускается увеличение нормативного срока освоения ООП СОО до 1 года для
детей - инвалидов/детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико -педагогической комиссии).
12. Права и обязанности Учреждения и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся
12.1. Учреждение:



проводит экспертизу рабочих учебных программ, осуществляет контроль за
освоением учебных программ учащимися, перешедшими на обучение по ИУП;
организует обучение в соответствии с ИУП и расписанием занятий;



обеспечивает своевременный подбор педагогических работников;



осуществляет контроль за своевременным проведением занятий,
консультаций, посещением занятий учащимися, ведением журнала учёта
обучения по ИУП не реже 1 раза в четверть;
предоставляет учащемуся на время обучения бесплатно учебники и другую
литературу, имеющуюся в библиотеке;
обеспечивает получение учащимся методической и консультативной помощи,
необходимой для освоения учебных программ;
предоставляет учащемуся возможность участвовать в олимпиадах,
конкурсах;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестации учащегося.






12.2. При организации обучения по ИУП Учреждение должно иметь следующие
документы:
 заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся
(1-9 классов);
 заявление учащегося 10-11 классов;
 расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего учащегося и утверждённое
приказом директора Учреждения;
 решение педагогического совета;
 приказ директора Учреждения о переводе на ИУП.
12.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся:
способствуют освоению общеобразовательных программ в соответствии с

государственными образовательными стандартами;
обеспечивают условия для занятий учащегося на дому в соответствии с

расписанием, и для прохождения промежуточной и государственной
итоговой аттестации;
создают условия учащемуся для ликвидации академической задолженности

и обеспечивают контроль за своевременностью её ликвидации в
установленные Учреждением сроки.
13. Заключительные положения
13.1. Положение согласовывается с Педагогическим советом и утверждается приказом
директора Учреждения.
13.2. Положение принимается на неопределенный срок.
13.3. После принятия Положения в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
13.4. Положение выставляется на официальном сайте Учреждения.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D006C8B83F697715ED3CC5C9A9DCFA43
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1"
Действителен: с 13.09.2022 до 07.12.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».