РП_география_10-11

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета География составлена с учётом:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
 Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта»;
 Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
 требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования;
 основной образовательной программой основного общего образования и
основной
образовательной программой среднего общего образования лицея-интерната;
 иными нормативными актами, регламентирующими деятельность в сфере образования.

Общая характеристика учебного предмета.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего
образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и
размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов,
разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес
к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей.
Целями изучения географии в средней школе являются:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения
географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его
регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения
и
применения географической
информации,
включая
карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,
телекоммуникации, простого общения.

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)
географии в 10-11 классе
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России
как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства
Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно –
исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных
странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в
окружающей среде.
Место предмета в учебном плане
Количество часов: 10 класс-68 часа, 2 час в неделю,11класс -34 часа, 1 час в неделю.

Содержание рабочей программы
10-11 класс
(68 ч. в 10 классе и 34 ч. в 11 классе)
Введение (1 час)
География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные
направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей»
географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на
традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые
(математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический,
геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники
географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник
информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных
спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).
Структура учебника. Как работать с учебником.
Тема 1. Современная политическая карта мира (6 часов)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.
Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с

переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны»
(1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение
ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в
отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и
монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и
федеральная.
Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Тема 2. География мировых природных ресурсов (8 часов)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей)
среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой.
Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные,
рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях
природных ресурсов.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура
мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и
стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира.
Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические
и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод
суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути.
Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории
(ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Тема 3. География населения мира ( 5 часов)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении)
населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое
распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические
показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое
распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические
показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в
экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие.
Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня
грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах.
Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с
преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически
активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по
численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и
многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых
и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство,
мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии.
Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный
экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов.
Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей
плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на
размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем.
Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире.
Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим
причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе.
Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах.
Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география.
Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко
урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны.

Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически
развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского
взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы
сельского расселения. Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое
направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов
(геоурбанистики).
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность,
ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с
высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3)
производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии.
Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и
отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные
региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК.
Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная,
индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального
производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг).
Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с
переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная
пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового
мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание
роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением
высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный
тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах.
Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП,
природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые
факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и
новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху
НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности
мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных
энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении
XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие
страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии;
главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная
промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС,
ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их
роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о
восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и
основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности
размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных
машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой
химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её
размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и
окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном
и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в
экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся
странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и
кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое
животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная
система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран.
Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный,
железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового
морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный
(авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его
географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между
Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и
свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами.
Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая
организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые
финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях.
География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди
экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк
и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научнотехническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.
Тема 6. Регионы и страны мира. (29 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям ГП. Типы стран.
Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы;
страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; НИС и
др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно – ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии.
Тема 7. Россия в современном мире. (2 часа)
Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени.
Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в
открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово – экономических и
политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые
партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических
связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны
СНГ. Участи е России в Международных социально – экономических и геоэкологических проектах.
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (2
часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества
жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Контрольные работы - 8:
№1 Современная политическая карта мира
№2 География мировых природных ресурсов
№3 Население мира
№4 География отраслей мирового хозяйства
№5 Страны и регионы зарубежной Европы.
№6 Зарубежная Азия. (тест)
№7 США. Канада .(тест)
№8 Итоговый контроль знаний.
Практические работы- 16:
№1 Многообразие стран современного мира

№2 Составление таблицы по государственному строю стран мира
№3 Характеристика обеспеченности минеральных ресурсов отдельных стран мира
№4 Загрязнение окружающей среды, рациональное и нерациональное природопользование
стран мира
№5 Сравнение численности и плотности населения отдельных стран мира. Причины их
различия
№6 Характеристика мировой газовой и нефтяной промышленности
№7 Определить обеспеченность транспортной системой развитых и развивающихся стран мира
№8 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран
Европы.
№9 Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии и Океании по картам атласа.
№ 10 Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии
№ 11 Сравнительная характеристика ЭГП двух стран Зарубежной Азии.
№ 12 Разработка маршрута туристической поездки в одном из субрегионов Африки.
№ 13 Характеристика макрорегионов США.
№ 14 Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки.
№ 15 Место России в современном мире.
№ 16 Разработка решения одной из глобальных проблем человечества.
Используемые УМК и информационное обеспечение
Пособия для учащихся
Методические пособия для
учителя







Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2020
География. Атлас 10- 11 класс, М. 2020
В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—
11 классы»
В. П. Максаковский. «География. Рабочая тетрадь. 10—11
классы»
В.
П.
Максаковский.
«География.
Методические
рекомендации. 10—11 классы»

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса выпускник научиться:

использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам
разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления
миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль
в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, различных видов человеческого общения.

Учебно-тематический план в 10-11 классе
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого:

Название темы

Количество
часов

Введение

1

Современная политическая карта мира
География мировых природных ресурсов
География населения мира
Научно-техническая революция и
мировое
хозяйство
География отраслей мирового хозяйства
Обобщение
Регионы и страны мира
Россия в современном мире
Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества
Обобщение

6
8

Количество,
в
том числе
Практич Провер
еских
очных
работ
работ
1
1

5
5

2
2
1
1

8

1

1
29
2
2

7
1
1

1
1
3
-

16

1
8

1
64

Календарно-тематическое планирование
по экономической и социальной географии мира
10-11 класс (базовый уровень)
УМК Максаковский В.П. География 10-11 классы. Базовый уровень. М. «Просвещение», 2020
№
п/п
1.

2.

3.

4.
5.

6.
7.

8.

9.
10.
11.

12.
13.

14.
15.

Д/З
Кол-во
часов
Введение
1 ч.
I.Общая характеристика мира 34 ч.
Современная политическая карта
мира
6 ч.
Вводный
урок.
1.
1.ч
Количество и группировка стран.
Типология стран. "Многообразие
стран современного мира"п/р
1ч.
Экономически развитые страны.
Развивающиеся страны. Страны с
переходной экономикой
1ч.
Период "холодной войны" 1946-1989
г.г.
Разрядка
международной
напряженности.
Новые
угрозы
безопасности
.
Ухудшение
отношений
между Россией
и
странами Запада
1 ч.
Формы
административнотерриториального устройства
1ч.
Формы правления. "Составление
таблицы по государственному строю
стран мира" п/р.
1ч.
Обобщение по теме
1 ч.
География мировых природных
ресурсов
8 ч.
Географическая(окружающая)среда"
Обмен веществ" между обществом и
природой
1
Минеральные, земельные , водные и
биологические
ресурсы.
"Характеристика
обеспеченности
минеральных ресурсов отдельных
стран мира" п/р
1
Ресурсы мирового океана
1 ч.
Климатические и космические
ресурсы. Рекреационные ресурсы
1 ч.
Антропогенное загрязнение
окружающей среды. Пути решения
природоохранных проблем
1 ч.
Природоохранная деятельность и
экологическая политика
1 ч.
Географическое ресурсоведение и
экология "Загрязнение окружающей
среды, рациональное и
нерациональное природопользование
стран мира" п/р
1 ч.
Обобщение по теме География
мировых природных ресурсов
1 ч.
География населения мира
5

П/Р

К/Р

Тема

П/Р 1

П/Р 2
К/Р 1

П/Р 3

П/Р 4

К/Р 2

Дата
проведения

16.

17.

18.

19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.

34.

1.
2.
3.

Численность и воспроизводство
П/Р 5
населения. "Сравнение численности
и плотности населения отдельных
стран мира Причины их различия "
п/р
1 ч.
Первый и Второй типы
воспроизводства. Демографическая
политика. Демографический
переход. Качество населения
1 ч.
Половой состав. Возрастной состав,
трудовые ресурсы.
Этнолингвистический состав.
Религиозный состав
1 ч.
Размещение и миграция населения
Городское население. Урбанизация.
Уровни и темпы урбанизации.
Сельское население. Население и
окружающая среда. География
населения.
1 ч.
Обобщение по теме Население мира 1 ч.
Научно-техническая революция и
мировое хозяйство
5 ч.
НТР.
Характерные
черты
и
составные части
1 ч.
Отраслевая
и
территориальная
структура Мирового хозяйства.
1 ч.
Воздействие НТР на отраслевую
структуру хозяйства.
1 ч.
Факторы размещения
1 ч.
Обобщение по теме
1 ч.
География отраслей мирового
хозяйства
8ч.
География промышленности.
1ч
Топливно- энергетический комплекс
(нефтяная,
газовая, угольная
промышленность мира).
1 ч.
"Характеристика мировой газовой и
П/Р 6
нефтяной промышленности" п/р
1 ч.
География сельского хозяйства
1 ч.
География транспорта
1 ч.
"Определить обеспеченность
П/Р 7
транспортной системой развитых и
развивающихся стран мира" п/р
1 ч.
Международные
экономические
отношения
1 ч.
Обобщение по теме
География
отраслей мирового хозяйства
1 ч.
Обобщение
Обобщение знаний по географии за
10 класс
1 ч.
Итого: 34 часа.
68
7
11 класс, 34 часа
II. Региональная характеристика мира 29 час.
Европа
Европа. ЭГП. Природные ресурсы.
Население Зарубежной Европы.
Субрегионы и страны зарубежной

6 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Тема 6. Пар.1 стр.192
Тема 6. Пар. 2 стр. 210
Тема 6.Пар. 3 стр 215

К/Р 3

К/Р 4

4

4.

5.
6.

7.
8.

Европы. Составление.
Урок-путешествие. Разработка
маршрута туристической поездки по
странам Заруб. Европы
1ч.
Внутренние различия Зарубежной
Европы . «Составление
сравнительной экономико1ч.
географической характеристики
двух стран Европы».п/р
Страны и
регионы зарубежной
1 ч.
Европы.
Страны Азии. Австралия
10 ч.
Общая характеристика Зарубежной
Азии.
1ч.
Китай: Территория. Население
Китай: природные ресурсы и
хозяйство.

9.
10.
11. Япония
Индия: природные ресурсы,
12.
население и хозяйство.

1 ч.
1 ч.

17. Общая характеристика Африки.
1 ч.
18. Различия регионов Африки.
1 ч.
Урок-практикум. Разработка
маршрута туристической поездки в
19. одном из субрегионов Африки
1ч.

Природные ресурсы.География
Промышленности США

Тема 7 пар.1 стр. 236
Обозначение на к/к
границ субрегионов
Азии.
Тема 7. Пар 2 стр.246248
Тема 7. Пар 2 стр.248254
Тема 7. Пар 3 стр.254

1ч.

Урок-путешествие. Разработка
14. маршрута туристической поездки по
странам Зарубежной Азии
1ч.
Сравнительная характеристика ЭГП
15.
двух стран Зарубежной Азии (П/Р) 1ч
16. Обобщение по теме
1ч.
Африка
3 ч.

21.

К/Р 5

Тема 7 пар. 4 стр. 263

1ч.

20. Общая характеристика США

П/Р 8

2 ч.

13. Австралия и Океания.

Северная Америка

Повторение. П. 1-3

Тема7. Пар. 5 стр. 271 П/Р 9
Характеристика
природно-ресурсного
потенциала по картаматласа.(п/р)
Творческая работа.
П/Р 10
ПовторениеТ.7. п.1-5 П/Р 11
Конспект.
Тема 8. Пар. 1
Оценка по картам
школьного атласа
ресурсного
потенциала одной из
стран
Тема 8 пар. 2
Разработка маршрута
туристической
поездки в одном из
субрегионов Африки
Творческая работа
П/Р 12

7 ч.
1ч.

1ч.
География сельского хозяйства.
22.
Транспорт. Торговля.
1ч
23. Урок-путешествие. Рекреационные 1ч.

Тема 9 пар.1 стр.306313
Тема 9 пар.1 стр.313317
Стр. 317-320
Разработка маршрутов

К/Р 6

ресурсы США. Отдых и туризм.
Макрорегионы США
(П/Р по карте)

для отдыха и туризма
в США.
Тема 9 пар.2 стр. 321 П/Р 13
Характеристика
макрорегионов США
Тема 9 пар. 3 стр. 326
Карты атласы,
конспект.

24.
25. Канада.
Проверочный тест по теме «США.
26.
Канада»
Латинская Америка
Латинская Америка. Общая
27. характеристика региона,
особенности.
Население. Природные ресурсы и
хозяйство стран. Составление
28. картосхемы «Природные ресурсы
субрегионов Латинской
Америки.(П/Р)

1ч.
1ч.

29. Различия регионов. Бразилия.
Россия в современном мире

Тема 10 пар.2 стр.349
1ч.
2 час

30. Место России в мировой Политике
Урок-практикум Место России в
31. мировом хозяйстве

1ч.

Глобальные проблемы
человечества
Урок-практикум
32. Разработка решения одной из
глобальных проблем человечества
33. Стратегия устойчивого развития
34.

1ч.

К/Р 7

3 ч.
Тема 10. Пар.1 стр.
340
1ч.
Тема 10. Пар.1 стр. 340 П/Р 14
1ч.

Тема 11 пар.1 стр.362
Тема 11 пар. 2 стр.363

1ч.

П/Р 15

2

1ч.
1ч.

Обобщение знаний по географии за
11 класс
1ч.
Итого: 34 часа.
34

Тема 12. Пар 1 стр 380 П/Р 16
Тема 12. Стр 390

9

К/Р 8
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».