РП_Русский язык_10 -11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования (2016 года с добавлениями и исправлениями 2017, 2018 гг.), на основе
примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по
русскому языку Н.Г.Гольцовой (М.: Русское слово, 2017) и образовательной программы и
учебного плана МБОУ СОШ №1 города Таштагола.
Учебный план МБОУ СОШ №1 предусматривает обязательное изучение русского языка в 10
классе — 68 ч, 2 часа в неделю, 11 класс – 66 ч, 2 часа в неделю.
Учебник: Русский язык: учебник для 10-11 классоа общеобразовательных организаций.
Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1 / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО «Русское
слово- учебник», 2021 г. – 376 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. В сфере
отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации. В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; • готовность
обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать
эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять
полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
• использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит
возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты
и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Разделы
программы
Речь и речевое
общение

Обучающийся научится

понимать:
*связь языка и истории, культуры русского
народа;
* смысл понятий: речевая ситуация и ее
компоненты, литературный язык, языковая
форма, культура речи;
*основные единицы языка, их признаки;
*орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы
современного литературного языка, нормы
речевого поведения;
*осуществлять речевой самоконтроль, оценивать
устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления;
*проводить лингвистический анализ текстов
различных стилей;

Обучающийся
получит
возможность
научиться
- выступать
перед
аудиторией
с
небольшим докладом;
публично представлять
проект,
реферат;
публично
защищать
свою позицию;
- участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем,
аргументировать
собственную позицию,
доказывать
её,
убеждать;
- понимать основные
причины
коммуникативных

Аудирование

Чтение

Говорение

*различном видам аудирования (с полным
пониманием
аудиотекста,
с
пониманием
основного
содержания
с
выборочным
извлечением
информации),
передавать
содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной
форме;
*понимать и формулировать в устной форме
тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику
изложения
учебно-научного,
публицистическою,
официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в
них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме.
*понимать содержание прочитанных учебнонаучных, публицистических (информационных и
аналитических,
художественнопублицистических) жанров;
художественных
текстов и воспроизводить их в устной форме в
соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), о форме плана, тезисов (в
устной и письменной форме);
*использовать
практические
умения
ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей;
*передавать
схематически
представленную
информацию в виде связного текста;
*использовать приёмы работы с учебной книгой,
справочниками и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета.
*создавать
устные
монологические
и
диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно этические, бытовые,
учебные темы (в том числе лингвистические, а
также темы, связанные с содержанием других
изучаемых
учебных
предметов)
разной
коммуникативной направленности е соответствии
с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой 3 доклад в ситуации учебно-научного
общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
*обсуждать и чётко формулировать цели, план
совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы.

неудач и объяснять их.
передавать
содержание
учебнонаучного,
публицистического,
официальноделового,
художественного
аудиотекстов в форме
плана, тезисов.

*отбирать
и
систематизировать
материал
на
определённую
тему,
анализировать
отобранную
информацию
и
интерпретировать её в
соответствии
с
поставленной
коммуникативной
задачей.

*извлекать
из
различных источников,
систематизировать и
анализировать
материал
на
определённую тему и
передавать
его
в
устной форме с учётом
заданных
условий
общения;
*соблюдать в практике
устного
речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы
современного русского
литературного языка;

Письмо

*создавать
письменные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации
общения (ученическое сочинение на социальнокультурные. Нравственно
этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв,
расписка, доверенность, заявление); *соблюдать в
практике письма основные лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.

Текст

*анализировать и характеризовать тексты
различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
*осуществлять информационную переработку
текста, передавая его содержание в виде плана
{простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и
т. д.;
*создавать и редактировать собственные тексты
различных типов речи, стилей, жанров с учётом
требований к построению связного текста.

Функциональные
разновидности
языка

*различать и анализировать тексты разных
жанров
научного
(учебно-научного);
публицистического,
официально-делового
стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля, выступление,
статья,
интервью,
очерк
как
жанры
публицистического
стиля;
расписка,
доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля, рассказ, беседа, спор как жанры
разговорной речи);
*создавать устные и письменные высказывания
разных стилей, жанров и типов речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля;
выступление, интервью, репортаж как жанры
публицистического
стиля;
расписка,
доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля, рассказ, беседа, спор как жанры 4
разговорной речи, тексты повествовательного

*писать
рецензии,
рефераты;
*составлять
аннотации,
тезисы
выступления,
конспекты;
*писать
резюме,
деловые
письма,
объявления с учетом
внеязыковых
требований,
предъявляемых к ним, и
в соответствии со
спецификой
употребления языковых
средств.
*создавать в устной и
письменной
форме
учебно-научные
тексты ( рецензия,
реферат,
тезисы,
конспект, участие в
беседе,
дискуссии),
официально-деловые
тексты
(резюме,
деловое
письмо,
объявление) с учётом
внеязыковых
требований,
предъявляемых к ним. и
в соответствии со
спецификой
употребления в них
языковых средств
*различать
и
анализировать тексты
разговорного
характера,
научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы с точки
зрения
специфики
использования в них
лексических,
морфологических,
синтаксических
средств;

Общие сведения о
языке

Лексика.
Фразеология.
Лексикография

характера, рассуждение, описание, тексты,
сочетающие разные функционально-смысловые
типы речи); − оценивать чужие и собственные
речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
*исправлять речевые недостатки, редактировать
текст;
*выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
*характеризовать основные социальные функции
русского языка в России и мире; место русского
языка
среди
славянских
языков,
роль
старославянского (церковнославянского) языка в
развитии русского языка.

*проводить
лексический
анализ
слова,
характеризуя
лексическое
значение,
принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность
слова к активной или пассивной лексике, а также
указывая сферу употребления и стилистическую
окраску слова;
*группировать слова по тематическим группам; −
подбирать к словам синонимы, антонимы; −
опознавать фразеологические обороты;
*соблюдать лексические нормы в устных и
письменных
высказываниях;
*использовать
лексическую
синонимию
как
средство
исправления неоправданного повтора в речи и
как средство связи предложений в тексте;
*опознавать основные виды тропов, построенных
на переносном значении слова (метафора, эпитет,
олицетворение);
*пользоваться различными видами лексических
словарей
(толковым
словарём,
словарем
синонимов,
антонимов,
фразеологическим
словарем и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.

*определять различия
между литературным
языком и диалектами,
просторечием,
профессиональными
разновидностями
языка, жаргоном и
характеризовать эти
различия;
*объяснять
общие
принципы
классификации
словарного
состава
русского языка;
*аргументировать
различие лексического и
грамматического
значений слова;
*опознавать омонимы
разных видов;
*оценивать
собственную и чужую
речь с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления;
*опознавать основные
выразительные
средства лексики и
фразеологии
в
публицистической
и
художественной речи и
оценивать
их,
объяснять
особенности
употребления
лексических средств в
текстах научного и
официально-делового

Фонетика.
Графика.
Орфоэпия.

*проводить фонетический анализ слова;
*соблюдать основные орфоэпические правила
современного русского литературного языка;
*извлекать необходимую информацию из
орфоэпических словарей и
справочников,
использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика
и *различать
изученные
способы
словообразование словообразования;
*анализировать и самостоятельно составлять
словообразовательные
пары
и
словообразовательные цепочки слов;
*применять знания и умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.

Морфология
орфография.

и *анализировать слово с точки зрения
принадлежности к той или иной части речи;

его

стилей речи;
*извлекать
необходимую
информацию
из
лексических словарей
разного
типа
(толкового
словаря,
словарей
синонимов,
антонимов,
устаревших слов, 5
иностранных
слов,
фразеологического
словаря и др.) и
справочников, в том
числе мультимедийных;
использовать
эту
информацию
в
различных
видах
деятельности.
*опознавать основные
выразительные
средства
фонетики
(звукопись);
*выразительно читать
прозаические
и
поэтические тексты;
*извлекать
необходимую
информацию из
мультимедийных
орфоэпических
словарей
и
справочников;
использовать
её
в
различных
видах
деятельности.
*характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные
гнёзда, устанавливая
смысловую
и
структурную
связь
однокоренных слов;
*опознавать основные
выразительные
средства
словообразования
в
художественной речи и
оценивать их;
*анализировать
синонимические

*употреблять формы слов различных частей речи
в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
*применять морфологические знания и умения в
практике правописания, а различных видах
анализа;
*распознавать
явления
грамматической
омонимии,
существенные
для
решения
орфографических и пунктуационных задач.

средства морфологии;
*различать
грамматические
омонимы;
*опознавать основные
выразительные
средства морфологии в
публицистической
художественной речи и
оценивать
их;
объяснять
особенности
употребления
морфологических
средств в текстах
научного и официальноделового стилей речи:
*извлекать
необходимую
информацию
из
словарей
грамматических
трудностей, в том
числе мультимедийных:
использовать
эту
информацию
в
различных
видах
деятельности.

).

СОДЕРЖАНИЕ.
10 класс.
Слово о русском языке ( 1 час.)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские
писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); функциональные стили современного
русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография. (13 часов)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные
средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (4 часа)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение
Морфемика и словообразование. (4часа)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и
аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования.
Понятие
словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография. 42 (орфография- 12 ч.; морфология – 30ч.)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография. (12 часов)
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические,
традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные Ии Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. (6 часов) Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные
общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и
аббревиатур.
Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. (5часов)Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая
) и сложные (аналитические) ы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и
сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и
употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное. (3часа) Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимение. (1час) Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол. (2часа) Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное
(условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие. (2часа) Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие. (2часа)Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. (2часа) Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия оканчивающиеся на
шипящий.Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. (1час) Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог. (1час) Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. (2часа) Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и
союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. (3часов) Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их
значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными
частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова(1час ).Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Повторение и обобщение пройденного. (2часов)
Авторская программа рассчитана на 34 часов, но учебный план школы предполагает 2 часа в
неделю (68 часов), поэтому в рабочей программе добавлен 1 час из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
11 класс.
1. Синтаксис и пунктуация. (42 часа)
Введение (1 час)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные
принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание (1 час)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (1 час)
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение (5 часов)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение (18 часов)
Однородные члены предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение (10 часов)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (6 часов)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
2. Речь. Речевое общение. Культура речи. (4 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.

Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические
нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
3. Стилистика. (4 часа)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи,
изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
4. Подготовка к ЕГЭ (14 часов)
Система практических и контрольных работ, включающих задания тестовой части и творческой
части ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной
выразительности, различные виды лингвистического анализа.
5. Повторение и обобщение. (2 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 класс.
Кол – во часов
В том числе
Контрольные Развитие
работы,
речи
тесты
1
Фразеология. 13
2
1

№

Тема

1
2

Введение.
Лексика.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
4
1
Морфемика и
4
словообразование
Морфология и орфография. 42 (орфография- 12 ч.; морфология – 30ч.)
Орфография
12
2
Части речи. Имя
5
1
существительное
Имя прилагательное
5
Имя числительное
3
1

3
4

5
6
7
8

2

1
1

9 Местоимение
10 Глагол. Причастие.
Деепричастие
11 Наречие.
12 Категория состояния.
Служебные части речи.
Предлог.
Союз.
13 Междометия
и
14 Повторение
пройденного.
Всего часов

1
6

2

2
1
Частицы.
7
обобщение 2

1

68

8

7

11 класс.
Кол – во часов
№

Тема

1

Синтаксис и пунктуация.

42

2

Речь. Речевое общение. Культура
речи.
Стилистика.
Подготовка к ЕГЭ.
Повторение и обобщение.
Всего часов

4

3
4
5

В том числе
Контрольные Развитие
работы,
речи
тесты

4
14
2
66

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА
№
Дата
Раздел, тема урока
Количество часов
п/п
проведения
урока план факт
Введение (1 час)
1
Слово о русском языке.
Лексика.
Фразеология.
Лексикография (13часов)
2
Слово и его значение. Однозначность
и многозначность.
3
Однозначность и многозначность
слов.
4
Изобразительно-выразительные
средства
5
Контрольный диктант №1 по теме
«Повторение»

6
7
8
9

10

11
12
13
14

15
16
17
18

19

20
21
22

23
24
25
26
27
28

Омонимы
и
их употребление.
Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление. Тест
Происхождение
лексики
современного русского языка. Р.р.
Лингвистический
анализ
текста
А.С.Пушкина
«Пророк»
или
«Воспоминания в Царском Селе».
Лексика общеупотребительная и
имеющая
ограниченную
сферу
употребления
Употребление устаревшей лексики и
неологизмов
Фразеология.
Фразеологические
единицы и их употребление.
Лексикография. Обобщающий урок
Контрольный диктант №2 по теме
«Лексика»
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
(4 часа)
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Чередование звуков
Орфоэпия.
Основные
правила
произношения
Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.
Морфемика и словообразование. (4
часа)
Морфемика как раздел науки о языке.
Понятие морфем. Виды морфем.
Морфемный и словообразовательный
разбор
Словообразование.
Формообразование
Р.р.Сочинение по
прочитанному
тексту. Подготовка к ЕГЭ
Р.р.Сочинение по
прочитанному
тексту. Подготовка к ЕГЭ
Морфология и орфография. 42
(орфография- 12 ч.; морфология –
30ч.)
Принципы русской орфографии
Проверяемые
и
непроверяемые
безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные в корне слова
Употребление
гласных
после
шипящих и ц
Р.р.Лингвистический анализ текста.
Правописание звонких и глухих
согласных.
Правописание
непроизносимых
согласных
и

29
30
31
32

33
34

35

36
37
38
39
40
41

42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54

сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных
Правописание гласных и согласных в
приставках
Приставки пре- и приГласные ы-и после приставок.
Употребление Ъ и Ь знаков
Урок повторения и обобщения.
Подготовка к ЕГЭ. Контрольное
тестирование.
Употребление
прописных
букв
Правила переноса слов
Контрольный диктант по теме «
Орфография»
Части речи (24часа)
Имя существительное как часть речи.
Правописание падежных окончаний
имен существительных.
Гласные
в
суффиксах
имен
существительных.
Р.р.Сочинение по предложенному
тексту
Р.р.Сочинение по предложенному
тексту
Правописание
сложных
имён
существительных
Контрольный диктант №3 по теме
«Морфология»
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание
окончаний
имен
прилагательных.
Правописание
суффиксов
имен
прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах
имён прилагательных
Правописание н и нн в суффиксах
имён прилагательных
Правописание
сложных
имён
прилагательных
Имя числительное как часть речи.
Склонение и правописание имен
числительных.
Употребление имен числительных
Подготовка к ЕГЭ. Тестирование
Местоимение как часть речи
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов.
Причастие
как
часть
речи.
Правописание суффиксов причастий
Деепричастие как часть речи.
Р.р.Сочинение по
прочитанному

55
56
57
58
59
60
61

62
63
64

65

66
67
68

тексту
Р.р.Сочинение по
прочитанному
тексту
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Слова категории состояния
Служебные части речи (7 часов)
Предлог как служебная часть речи.
Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи.
Союзные
слова.
Правописание
союзов. Практикум по материалам
КИМов.
Частица как служебная часть речи.
Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и
употребление
Слитное
и
раздельное
написание НЕ и НИ с
различными
частями речи
Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова
Повторение
и
обобщение
пройденного. (2 часов)
Повторение
и
обобщение
пройденного
Контрольный тест в формате ЕГЭ
Подготовка
к
ЕГЭ.
Анализ
тестирования
и
контрольного
диктанта
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 КЛАССА

№
Дата
Раздел, тема урока
Количество
п/п
проведения
часов
урока план факт
Синтаксис и пунктуация.
1
Основные принципы русской пунктуации.
2
Пунктуационный анализ.
3
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Виды
синтаксической
связи в словосочетании.
4
Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и
пунктуация»
5
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении как
единице синтаксиса.
6
ПРОСТОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Классификация
предложений.
7
Предложения утвердительные и отрицательные.

8
9
10
11
12

13
14
15
16

17

18
19

20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Главные члены предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении. Соединительное и
интонационное тире.
Практикум. Синтаксический разбор простого
предложения.
Готовимся к ЕГЭ. Решение заданий типа ЕГЭ
(тестовая часть). Практикум
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Однородные члены
предложения. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами.
Знаки
препинания
при
однородных
и
неоднородных определениях.
Знаки
препинания
при
однородных
и
неоднородных определениях.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий типа
ЕГЭ (тестовая часть). Практикум
Знаки препинания при однородных членах,
соединенных
неповторяющимися,
повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах,
пунктуация. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Контрольная работа №2 по теме «Простое
предложение»
Обособленные
члены
предложения. Обособленные и необособленные
определения.
Обособленные
и
необособленные
определения. Практикум
Развитие
речи: Сочинение-рассуждение
по
исходному тексту
Обособленные и необособленные приложения.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий ЕГЭ.
Синтаксические нормы (построение предложения
с деепричастием и причастным оборотом).
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства.
Развитие речи: Обучающее сочинение по
прочитанному тексту в формате ЕГЭ
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные, присоединительные
члены предложения.
Уточняющие, пояснительные, присоединительные
члены предложения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий ЕГЭ.
Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова и вставные конструкции.

34

Междометия. Утвердительные, отрицательные,
вопросительно-восклицательные слова.

35

Контрольная работа №3 по теме «Простое
осложнённое предложение»
Сложное
предложение. Типы
сложных
предложений.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор ССП.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном
предложении с одним придаточным.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном
предложении с одним придаточным.
Проверочная работа по теме «Пунктуация в ССП и
СПП, типы сочинительных и подчинительных
союзов, виды придаточных»
Знаки препинания в СПП с несколькими
придаточными.
Практикум по теме «Последовательное,
однородное, неоднородное, смешанное
подчинение в СПП с несколькими
придаточными».
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий типа
ЕГЭ. Тестовая часть. Практикум.
Синтаксический разбор БСП. Значение частей
сложного бессоюзного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое. Абзац.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Р/Р. Подготовка к
домашнему сочинению.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
Способы передачи чужой речи. Чужая речь,
косвенная речь, несобственно-прямая речь.
Прямая речь, диалог, единицы прямой речи.
Презентация. Повторение: обращение,
части
речи.
Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Факультативные,
альтернативные, вариативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
Контрольная работа №4 по теме «Способы
передачи чужой речи»
Речь. Речевое общение. Культура речи.

36
37
38
39
40

41
42

43
44
45
46
47
48
49
50

51
52
53
54

55

56
57
58

Язык и речь.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Речевое общение.
Правильность русской речи.

59

60
61
62
63
64
65
66

Типы норм литературного языка. О качествах
хорошей речи. Культура публичной речи.
Стилистика.
Функциональные стили речи и их особенности.
Научный стиль.
Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Разговорная речь.
Изобразительно-выразительные средства русского
языка.
Контрольная работа № 5 по теме «Стилистика»
Повторение и обобщение пройденного
Повторение и обобщение.

Приложение
Темы творческих работ
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные
существительных.
5. Место русского языка в современном мире.
6. Как влияют социальные сети на язык?
7. Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
8. Языковой портрет ученика
9. Взаимовлияние русского и … языков.
10. Как интернет влияет на язык?
1.
2.
3.
4.

Темы проектных работ

от

имён

1. Утерянные буквы русского языка.
2. "Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?"
3. Говорить правильно, красиво престижно!
4. 32 или 33? (о букве Ё)
5. "Для чего нужны правила"
6. "Грамотным быть - модно!"
7. Стилистика русского языка.
8. Речевой этикет.
9. Портрет одного слова.
10. Знатоки фразеологии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».