РП_РОДНОЙ русский язык_10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по родному языку в 10-11 классах составлена на основе:
 Конституции Российской Федерации;
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации».
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
 Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 5 марта 2004 г.№1089, от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320,
от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
 Федерального
перечня
учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования;
 Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
(URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomupredmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9klassov), нормативную правовую основу которой составляют.
Цели изучения учебного предмета «родной язык»
Программа учебного предмета «Hодной язык» разработана для функционирующих в
субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе родного языка актуализируются следующие цели:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности
и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Задачи, решаемые в процессе обучения русскому родному языку:
 воспитание учащихся средствами данного предмета;
 совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
 развитие логического мышления школьников;
 обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
 формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой;

совершенствование навыков чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в
поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной
канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно
понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных
ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое
ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного


предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской
языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам
и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной
из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия
в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и
во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 на 2021-2022 учебный год на изучение
русского родного языка в 10 классе выделено 1 часа в неделю. Согласно календарному
учебному графику МБОУ СОШ №1 на 2021-2022 учебный год, продолжительность учебного
года в 10 классе составляет 35 учебных недель. Поэтому учебный материал курса
распределен на 35 часов русского родного языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
 формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов;
 формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
 готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
 распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических
оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных
ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и
выражений;
 понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных
культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
 общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
 осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних
факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном
русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
 понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
 осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
 объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
 понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
 понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов,
уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
 распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
 владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным
нормам современного литературного языка;













использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные
формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова,
заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять
речевой агрессии.

СОДЕРЖАНИЕ.
Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова,
обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие
языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка.
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные
неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном
русском языке.
Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный
приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные
толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки.
Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу).
Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное
речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль.
Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание раздела программы
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст

Количество часов
12
12
10

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

п/п Дата проведения
план
факт

Раздел, тема урока
Русский язык и общество.
Текст.
Признаки
текста.
Информационная обработка текста.
Средства связи предложений в
тексте.
Входная контрольная работа
Лексическое значение слова.
Языковая норма. Нормы ударения.
Употребление паронимов.
Морфологические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы.
Трудные
случаи
правописания
морфем.
Трудные
случаи
правописания
морфем.
Трудные
случаи
правописания
морфем.
Итоговая контрольная работа за I

Количество
часов

полугодие.
Слитное, дефисное и раздельное
написание слов. Правописание НЕ и
НИ.
Слитное, дефисное и раздельное
написание слов. Правописание НЕ и
НИ.
Правописание Н и НН.
Запятая в простом предложении с
однородными
членами
и
сложносочиненном предложении.
Обособление
причастного
и
деепричастного оборотов.
Вводные слова и предложения.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении и
в предложениях с разными видами
связи.
Смысловая
и
композиционная
целостность текста.
Средства связи предложений в
тексте.
Функционально-смысловые
типы
речи.
Лексические понятия.
Изобразительно-выразительные
средства языка.
Изобразительно-выразительные
средства языка.
Культура речи. Повторение.
Итоговый контроль знаний.
Разбор
выполнения
заданий
итогового контроля.
Русский язык и общество.
Текст.
Признаки
текста.
Информационная обработка текста.
Средства связи предложений в
тексте.

16

17

18
19

20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№п/п

1
2
3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
На
Прове Р/р
изучен дено
ие
2
Язык и культура
5
2
Культура речи
18
1
Речь. Речевая деятельность. Текст
10
5
Всего
33

Прове
дено

К/р

2
1
3

Прове
дено

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
№
урока
1
2
3

4

5

6

7

8
9

10

11

12

13

14
15

п/п Дата проведения
план
факт

Раздел, тема урока

Количество
часов
5 часов

Язык и культура
Язык и речь. Язык и художественная
литература
Тексты художественной литературы
как единство формы и содержания.
Развитие речи. Практическая работа с
текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»)
Развитие речи. Практическая работа с
текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии
языка.
Культура речи
18 часов
Основные нормы современного
литературного произношения и
ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской
орфографии
Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и
др. русских писателей
Развитие речи. Творческая работа
«Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»
Развитие речи. Творческая работа
«Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»
Словари русского языка. Словари
языка писателей. Лексический анализ
текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа
творчества»
Контрольная работа в форме теста по
теме «Орфоэпические и лексические
нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор
вариантов морфологической формы
слова и ее сочетаемости с другими

16

17

18

19

20
21

22

23

24

25

26
27

28
29
30

31
32
33

формами.
Определение рода аббревиатур.
Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор
вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в
которых однородные члены связаны
двойными союзами.
Способы оформления чужой речи.
Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
ПРОЕКТ
Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом
общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом
общении.
Контрольная работа в форме теста по
теме «Грамматические нормы
русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест –
11 часов
Речевые жанры монологической
речи: доклад, поздравительная речь,
презентация
Речевые жанры диалогической речи:
интервью, научная дискуссия,
политические дебаты
Признаки текста. Виды связей
предложений в тексте
Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и
конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация.
Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по
теме «Функциональные
разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проектов по предложенной
теме
Анализ защиты проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».